Сентябрь.
Маяки Соловецкой регаты
Пронзительные крики чаек, то ли ночь, то ли день, запах солярки сонного дизеля корабля «Василий Косяков». За кормой остался небольшой причал беломорского городка Кемь
По-утреннему зябко, усталость бессонной ночи не дает покоя. На припекающем солнышке уютно располагаюсь на палубе. Чуть приоткрыв глаза, замечаю скудный северный пейзаж проплывающих мимо островов Кузова. Всего-то 150 км от Полярного круга!
Соловки для меня открыл яркий маяк на острове Ромбак своим веселым желтым цветом. По нему обычно берут пеленг на архипелаг. Один-единственный человек поддерживает жизнь маяка. Кажется, не смотритель нужен маяку, а, скорее, наоборот, маяк своему смотрителю. Здесь дух уединения витает повсюду. Воздух чист, холодком щекочет ноздри, и совсем не пахнет морем.
Не желание поклониться знаменитому Спасо-Преображенскому монастырю привело меня сюда. И не праздное туристское любопытство. Хотя и то и другое в разной степени присуще каждому человеку, оказавшемуся здесь. Соловки славятся своей неприступностью. Налет таинственности темного русского средневековья сменяется болезненной секретностью лагерного периода…
На палубе клонит в сон. Но вот по правому борту появилась лысая, плоская и круглая, облизанная ледником скала. Из центра ее вырос гигантский исполин – еще один соловецкий маяк. Это Топы. Ныне он не работает, но даже своим бездействием днем он указывает путь людям и кораблям. Отсюда до Соловков около пяти морских миль.
Немного левее вижу паруса – это и есть цель моего путешествия. Соловецкая регата. Раз в году суровый и прекрасный северный край будоражит спортивное событие. Аура места вроде бы не подходит под формат динамичной парусной регаты. Но впечатление обманчиво. И местные силы небесные явно это одобряют. Яхты пришли на Соловки уже в 35-й раз! Задуматься… мало какая регата выдерживала такое испытание временем.
В этом году она включила в себя, по сути, три самостоятельных события: Малую Соловецкую регату для детей (проводится во второй раз), Кубок Северо-Запада для взрослых – дневные гонки для крейсерских яхт – и продолжение – два длинных перехода до Кондострова в Онежской губе и обратно по случаю 80-летия Онежского района.
К открытию соревнования на Соловки прибыло руководство ВФПС. Президент Дмитрий Зеленин возле стен монастыря совместно с губернатором Архангельской области Ильей Михальчуком подписали Соглашение о развитии инфраструктуры яхтинга и поддержке детско-юношеского спорта в Архангельской области. Традиционное благословение морякам от отца Петра из Спасо-Преображенского монастыря дало старт интереснейшим гонкам Севера России.
Соловецкая регата своего рода маяк для любителей паруса на Белом море. Попавшие сюда впервые, возвращаются вновь. Привлекают спортсменов не столько холодные морские дали, сложные течения и многочисленные острова с редкой растительностью, а особая атмосфера регаты. Своеобразный замес: немного старой доброй Онеги, северного
дружелюбия и честной спортивной борьбы. Все это на фоне раскрашенных акварелью закатов, утопающих в море или повисших на монастырских куполах, толп паломников и туристов.
Большинство гонщиков и лодок из беломорских яхт-клубов: Северодвинск, Архангельск, Чупа, Кандалакша. Периодически их разбавляют яхтсмены из Москвы, Питера, Самары и Украины. Уже не первый год регата собирает и интернациональные экипажи.
Кстати, на лодку можно попасть и туристом. Экипажи порой приходят недоукомплектованные и берут на борт желающих, и если есть яхтенный опыт – отказа не будет. «Я приехал сюда четыре года назад туристом с чупинскими ребятами и сразу
понял – буду ездить постоянно», – рассказал мне свою историю наш «легионер» дядя Слава.
Борт приписки – яхта «Шанс»
Ступив на святую соловецкую землю, я почти сразу попала на яхту, отличную от других. За что отдельное спасибо организаторам регаты в лице Анны Менгазетдиновой. Розовый «Шанс» – самая быстрая лодка на регате. В конце гонок с ее северодвинской
командой расстаться было невозможно. Суровые условия Беломорья растворились в дружелюбии экипажа.
«День изящной словесности» – присутствие единственной девушки на лодке обязывает…
Итак, я в команде, и мы идем за приемный буй Соловков в зону старта. Предстоит береговая гонка. Хотя «береговой» ее назвать можно с большой натяжкой, все-таки дистанция далеко в море, а ее прохождение занимает целый день. Контрольными
марками являются все те же круглые и лысые острова вроде Сеннухи, Тупичихи и других, с не менее забавными поморскими названиями.
«Мужик по правому борту», – обращает мое внимание старпом Даня. Внимательно высматриваю мужчин, видимо моржей, в плавательных шапочках. Мужчин не наблюдаю, хотя усы торчат. «Мужиками мы называем тюленей, они же с усами и лысые», – улыбается Даня.
Условия Белого моря особенны. А на Соловках вообще уникальны: к примеру, я отмечаю отсутствие действительно большой волны. Из-за немалого количества мелких высоких островков волна не успевает набрать достаточную амплитуду. Хотя короткая
ветровая образуется в момент. Погода здесь меняется по пять раз в день: то дождь, то солнце, то штиль, то ветер; молнии и радуги. Толстые чайки и такие же комары. Двух часов хватает, чтобы погода резко изменилась. Успеваешь одеться и раздеться... и снова одеться. Так что термобелье и хороший непромоканец так же необходимы, как и футболка с солнцезащитными очками. А еще фотоаппарат: чтобы испортить кадр, здесь нужно сильно постараться.
В море смена погоды имеет не столь резкий «соловецкий » характер. Только на подходе к земле соловецкой они становятся заметнее – все дело в уникальном микроклимате. Лето начинается чуть позже, чем на окружающем архипелаг материке, и продолжается весь сентябрь. Вносит свою лепту в виде относительно теплых течений и Гольфстрим, заходящий в Баренцево море.
А что там у «опенов»?
Лодки класса Open 800 пришли на Соловки впервые. Их ждали в прошлом
году и наконец дождались в этом. В рамках юбилейной регаты восемь яхт – это пятая часть всего флота – провели один из этапов собственного Кубка России.
Разноцветные геннакеры, отражаясь в бело-голубой глади моря, обращали на себя особое внимание экипажей беломорских лодок. Отвлекаясь от борьбы за собственные
позиции, яхтсмены следили за борьбой между питерским «Глобусом» и московским «Эталоном». Они привнесли больше динамики и новизны. Так много конкурентных монотипов регата видела впервые, ведь основной флот гоняется по гандикапу.
По словам ребят с самарской яхты «Анна-Мария», на Беломорье «опенам» понравилось, несмотря на некоторые неудобства с доставкой яхт. А к холодной северной природе уже успели привыкнуть на Онеге и Ладоге.
Гонки на якорях
Последний старт Кубка Северо-Запада. С утра Белое море затянуло дымкой, и сквозь нее еле-еле пробивается солнечный свет. Полное отсутствие каких-либо признаков ветра. Течение – два узла не в нашу пользу. И все же, к моему удивлению, старт не отменили. Первая марка в районе мыса Белужий. И как мне обещает команда, у меня есть шанс увидеть дельфинов. Это место белухи отчего-то особенно любят. Те туристы, кто приезжает на Соловки не с паломнической целью, обязательно едут на фотоохоту
за этим северным чудом. В отличие от черноморских дельфинов, охотно играющих с яхтами в море, белухам дела до людей нет. Они предпочитают уединенное плавание вдали от людского шума. Так что считайте, что вам сильно повезло, если увидели метров за сто мерно ныряющего по своим делам белого гиганта. Мне повезло, правда, не в этот раз.
Вот и старт. «Опены» под геннакерами, с сильным креном на подветер растянулись в направлении мыса. Стартовав в толпе и протиснувшись на первую позицию, мы боремся с течением. Петрович потеет в попытках заставить работать безжизненно повисший желто-голубой пузырь спинакера. Без ветра на море жарко, но как только подует – мерзнешь сразу. Даня на руле. Краешком глаза он посматривает в картплоттер и предупредительно сообщает: «Мы движемся назад!» Все переглянулись, лодку под спинакером
действительно сносит назад, 45° относительно курса. «Леха, якорь пошел! Но осторожно, не афишируем!» «Молодцы ребята, – думаю я, – мы хитрее всех!» На мой опросительный взгляд следует немедленный ответ Николаича: «А в правилах не написано, что якорь использовать нельзя!» Оглядываюсь по сторонам: мы не сообразительнее, мы просто быстрее всех.
Вот так, 10–15 м периодически выбираемого якорного конца, и мы у первой марки. Она же – финиш. Контрольное время гонки этого дня, к счастью, заканчивается,
и гонку сокращают. За это время кто-то успел выспаться на палубе, тщательно «давя» на подветер, кто-то работал на якоре, кто-то крутил головой в поисках хоть полоски ветра, а все вместе дышали исключительно в спинакер. На финише судорожный подсчет результатов по всем возможным системам. Что всех жутко сбивает с толку. Сложные математические вычисления поддались «мозгу» экипажа – конструктору судов Николаичу. И мы убедились, что по одной из двух систем подсчетов «Шанс» выиграл Кубок Северо-Запада.
Подгоняемый течением, бежит по ровной морской глади «Шанс». Я с носа «отстреливаю» фотоаппаратом белух и тюленей. Тихо входим в гавань Благополучия, а на Тамарином
причале копошатся команды «опенов».
Сюрпризы награждения.
Приятные неожиданности продолжились на награждении. После поздравительной короткой речи Яна Берлина, председателя президиума ФПС Архангельской области, раздачи ценных призов (главный приз – новенький Zoom – достался команде юных спортсменов из Долгопрудного) победителям Малой Соловецкой регаты и Кубка Северо-Запада на сцене появился... Николай Литау. Волею судеб, случайно проходя с датской командой мимо, он «заглянул посмотреть на Соловки». Его теплым поздравлением организаторы поставили точку в первой части Соловецкой регаты и ее торжественной части. А поселок загудел от толпы веселых людей со здоровенным кубком и первым комплектом медалей.
Правда, это была лишь репетиция…
Гонки продолжились. Прокричав на Тамарином причале троекратное «Ура!», беломорские яхтсмены проводили класс Open. Их ждал следующий этап Кубка России на Онеге и трейлеры в Кеми. «Даня, «Прощание славянки!» – скомандовал наш капитан Владимир Палыч, и яхты ушли в ночь, растворившись в белой дымке Соловецкого фарватера.
На Кондостров Новое утро, новый старт. На завершающем этапе Соловецкой регаты формат гонок изменился. Нужно было пройти две длинные дистанции с контрольной
точкой в бухте отдаленного Кондострова в Онежской губе. Все разом вспомнили предыдущие регаты, когда подобные гонки устраивались значительно севернее – до острова Сосновец в Горле Белого моря. Место это полюбилось всем без исключения.
А что ждало на Кондострове, оставалось только догадываться…
Странным показалось то, что глава Онежского района в честь 80-летия «своей вотчины
» пригласил яхтсменов не в районный центр – город Онегу, а именно сюда, на нейтральную землю. Хотя онежане обещали мероприятием удивить.
И обещание сдержали…
Ветер в парусах – и до Кондострова мы долетели быстро, первыми, за 15 часов. Остров предстал во всей красе своих лесов, уютного песчаного пляжа с непременными комарами. Читала я, что в страшный период лагерей именно сюда заключенных отправляли «на загиб», т. е. просто умирать.
День Нептуна
Свободный день от гонок и, собственно, обещанный праздник. Точнее, два встречных мероприятия: яхтсмены отвечают онежанам своим праздником – Днем Нептуна. Получился он у каждого свой: у яхтсменов веселый отдых, у онежан «корпоратив
» на фоне яхт, у меня (и еще некоторых попавших на регату впервые) посвящение в беломорские яхтсмены. Стилизованное пиратское нападение, и все новички согнаны в шеренгу перед морским владыкой. Далее были пройдены все положенные испытания:
бег в раритетных непромоканцах, командно-коллективные прыжки, вязание веревок из подручных средств, перетягивание каната. Думаю, объяснять не стоит, как важны все эти навыки в непростых северных условиях! Обряд посвящения закрепили глотком соленой забортной воды. Но, как говорится, по усам текло, а в рот не попало!
«Культурная программа» онежан под вечер неожиданно свернулась. И они исчезли в направлении материка, оставив не только яхтсменов, но и приглашенных
журналистов без палаток, продуктов и других «средств к существованию» – всего того, что они любезно обязались предоставить на безлюдном Кондострове.
Черный остров под занавес
А Белое море вновь преподносит сюрприз. Тяжелый свинцовый фронт быстро гонит приличный накат прямо в наше убежище. Яхты по одной срывает с якорей и несет на рядом расположенные «стальные» скалы. Оставаться – значит не «дожить» до утреннего старта. Снявшись с якорей, мы не сговариваясь идем в единственное доступное место – Черную Луду. По-поморски «луда» означает «остров». Черный остров – отличная перспективка. Но выбирать не из чего! Расположенный в двух милях от нашей последней стоянки круглый и высокий остров, как в броню, одет в огромные серые камни. Течение облизывает его, создавая неприятную битую волну. Те лодки, которым не хватило места за островом, и те, для которых результат последней гонки был не важен, отправились прямиком на Соловки. Лучше под парусами, чем болтаться ночь на якоре практически в открытом море.
Багровый неприветливый закат сгустил краски, вспыхнул и вскоре погас. Ночь не обещала ничего хорошего. Дежурили все по очереди. Периодически
лодки срывало с якорей, а топот дяди Славы по палубе не позволял мне уснуть первые два часа.
9,5 узла!
Хмурое туманное утро сменило бессонную ночь. Последний старт мы смазали, чуть не попав в течение, чем добавили интриги. Результат еще не определен, и от финальной гонки многое зависит. У друзей-конкурентов появился шанс, а вдруг «Шанс» не наверстает проигрыш на старте. Ведь впереди лишь полный курс.
В этот день мы разогнали лодку до 9,5 узла. Летим под спинакером. Брочинг. Еще один. Меняем спинакер на геннакер – уже полегче.
Впереди одна яхта – «Ропак», грозное поморское название означает паковый морской лед. Но и он не выдерживает – рвется спинакер. До финиша около 25 морских миль, и мы уверенно проходим мимо друзей. Розовый «Шанс» – единственная яхта, финишировавшая в этой гонке со спинакером, что было отмечено судьями. Из кокпита звучит победный марш пиратов Карибского моря (маленькая традиция экипажа) и наши радостные крики: мы выиграли! Поздравительное «ту-ту» с корабля-спасателя МЧС – судейского судна «Метель».
Не успели еще выпить по победной «калямочке», как на борт поднимается Северодвинское телевидение – интервью капитана Владимира Павловича Пермиловского и пара вопросов о трудностях гонок мне, представителю журнала Yacht Russia.
«По этому случаю у меня родился тост: за Белое море и розовый «Шанс»! В моем списке обязательных мест погоняться на следующий год появилось Белое море. Спасибо, ребята!»
Сентябрь 2009 Юлия Скачкова «Yacht Russia»